Светлана Рустамова после гибели мужа на СВО организовала в прифронтовой зоне постоянные курсы тактической медицины для военнослужащих. Сменяя друг друга, на полигоне Запорожского направления инструкторы обучают бойцов доступным приёмам оказания первой помощи на поле боя.
- © фото из личного архива
«Мой адрес — Советский Союз»
«Я родилась в Новочебоксарске, с трёх до 18 лет жила в Бердянске, училась в мединституте в Харькове, в ординатуру поехала в Москву, куда уже раньше с начинавшей сходить с ума Украины перебрались мои родители, так что могу с полным правом сказать: «Мой адрес — Советский Союз», — говорит Светлана Рустамова. — Таким же, совершенно советским человеком был и мой муж, потому и поступил так, как был должен, как был воспитан».
Сына узбека и украинки Руслана Рустамова распад СССР застал на службе в 810-й бригаде морской пехоты Черноморского флота.
Когда вспыхнул грузино-абхазский конфликт, поднятые по тревоге севастопольские морпехи были отправлены в Сухуми и обеспечили эвакуацию на больших десантных кораблях из зоны беды в Сочи и Новороссийск российских отдыхающих. В газетах об этом тогда не писали, но при вывозе мирных людей с абхазских пляжей без стрельбы не обошлось.
«Началась специальная военная операция, и весной 2022 года муж вместе с ещё одним москвичом вступил в ряды добровольческого казачьего отряда «Дон», — продолжает Светлана. — Я один раз съездила к Руслану, привезла немного гуманитарки. Хотела поехать и на майские праздники, но не получилось из-за рабочего графика».

- © фото из личного архива
5 мая 2022 года военные связисты с позывными Рустам и Кот поехали ставить ретрансляторное оборудование на вышку под Великой Камышевахой в Харьковской области.
«Украинская миномётная 120-миллиметровая мина попала точно в «буханку», — рассказывает Светлана. — Мой муж и Кот вместе поехали воевать, вместе погибли и похоронили мы их вместе. Сгоревшего полностью Кота — в закрытом гробу, а у Руслана лицо сохранилось и гроб был открытый, частично, конечно…»
Описать горе — невозможно. Его можно только пережить.
Пост из соцсети Руси:
«Мы люди, кто хочет помогать. Не потому, что они без нас не справятся, а потому, что мы хотим помочь».
«Работа сама меня нашла»
У Ирины, жены Кота, остался сын — мальчишка учится в кадетском классе. Светлана с Русланом детей не завели, не успели.
«В горе каждую минуту живёшь очень долго, — говорит Светлана Рустамова. — Я узнала тогда, сколько во мне осталось нерастраченной любви».
Она поняла, что должна, обязана в память о погибшем за Родину муже, посмертно награждённом орденом Мужества, делать для тех, кто продолжает сражаться, что-то полезное. Вопрос: что? Заняться сборами гуманитарной помощи? Плести маскировочные сети? Писать солдатам душевные письма?

- © фото из личного архива
Светлана — врач, анестезиолог-реаниматолог в одном из ведущих медучреждений в Москве, постоянно работает в операционных бригадах. Общение с коллегами, которые по личной инициативе выезжали помогать врачам в больницах Донецка и Луганска, дало понимание, что характер ранений, полученных в современных боевых действиях, отличается от описанного в учебниках.
Светлана Рустамова записалась на платные курсы по тактической медицине — это прикладное направление само- и взаимопомощи только начинало развиваться в стране.
«Получила много очень полезной информации о первой помощи при кровотечении, новых спецсредствах, гемостатиках и кровоостанавливающих препаратах, — вспоминает она. — Оставалось только найти, где можно приложить полученные знания с пользой для дела. Но работа сама меня нашла».
В начале лета 2023 года Светлана во время отпуска поехала в Севастополь — город, где служил срочную службу её муж.
«Такие совпадения, конечно, просто так не случаются, — считает женщина. — Приехала я в Казачью бухту, о которой мне так много рассказывал Руслан, и вдруг на её берегу мне приходит сообщение от человека, с которым познакомилась на курсах по такмеду. Спрашивает: не хочу ли и не могу ли я отправиться на полигон в прифронтовой зоне и рассказать солдатам-новобранцам о методах спасения при ранениях. Сразу ответила «да».

- © фото из личного архива
Уже на следующий день в блиндаже в тыловой зоне Запорожского направления она рассказывала недавно прибывшим на СВО контрактникам о том, как накладывать жгуты и турникеты, что такое давящая повязка бинтами и зачем необходимо пальцевое прижатие магистральных сосудов.
Командование воинской части оценило и знания, и умение Светланы, взявшей себе позывной Руся, доходчиво разложить по полочкам и дать уходящему в бой личному составу понятный алгоритм действий по самоспасению и спасению сослуживцев.
«Я день за днём стала проводить занятия, с раннего утра и до темноты, и поняла, что валюсь с ног и скоро помощь может понадобиться мне самой, — улыбается Светлана. — Списавшись с друзьями, попросила приехать на подмогу тех, кто в силах. Вскоре приехали Палыч и Корд, и мы стали проводить обучение штурмовиков уже втроём. Когда собрались возвращаться, замкомандира соединения предложил продолжить практику приездов на полигон гражданских инструкторов по такмеду».
Пост из соцсети Руси:
«Возвращаюсь в Москву. За несколько рабочих суток обучили 24+39 воинов. Первый день из-за постоянной ракетной опасности занимались в ограниченном пространстве, но это не помешало нам пройти намеченное. Потом все дни на солнышке. С очень мотивированной группой, с неравнодушными командирами. Попросили выбрать и назначить фельдшера — мы нашли идеального кандидата. Очень довольна выбором. И позывной у него отличный — Феникс. Четверых из одной группы сразу с занятий забрали на задачу. Пополнили их аптечки медикаментами. Удачи вам, ребята!»
Из «деревни» — на контракт с Минобороны
Светлана Рустамова — человек системный. Очень скоро она поставила дело на поток.
«Чтобы победить, нашему солдату надо сначала самому выжить, — говорит она. — Это очень важная и трудная сейчас, при большой насыщенности поля боя средствами поражения, задача. Поэтому для обучения бойцов основам тактической медицины я стараюсь привлекать людей, которые не только хотят помочь фронтовикам, но и умеют это делать. Для этого периодически я сама и наиболее подготовленные инструкторы по такмеду проводим в Москве занятия с нашими «новобранцами». В прифронт от нас едут только специалисты, в подготовке которых у меня нет сомнений».

- © фото из личного архива
В неформальной группе, сплотившейся вокруг Руси, сейчас находится около 80 человек. На полигоне в тыловой зоне спецоперации, где по согласованию с военным командованием проводятся занятия с солдатами по тактической медицине, постоянно находятся от трёх до пяти гражданских волонтёров.
«Люди берут отпуска, кто-то выезжает только на выходные, — говорит Светлана. — Но свято место пусто не бывает, график выездов, как мы говорим, «в деревню», соблюдается чётко».
Со своей стороны и военные создали для инструкторов по такмеду хорошие условия для работы. Если в начале сотрудничества с группой Руси занятия проводились в одном блиндаже, то сейчас оборудованы три учебных класса, в которых стоят тренажёры, которые волонтёрам подарили в Военно-медицинской академии. Также на полигоне построена специальная полоса, на которой проходят практические занятия.

- © фото из личного архива
«Делаем с командирами общее дело: сберегаем лучших мужчин, которые идут воевать за Россию, — рассказывает Руся. — Кстати, уже десять человек из числа наших инструкторов пошли служить по контракту в Вооружённых силах. Мы победим, мы такой народ, что по-другому быть не может».
Пост из соцсети Руси:
«В детстве сестра читала мне сказки… Сестрёнка давно не читает мне. Но сказка и приключения никуда не делись, они остались внутри. Стали моим восприятием мира. На работе — настоящие мушкетёры, лучшие в своем деле, харизматичные, весёлые и разбойники с остро заточенными металлическими предметами. Борьба добра со злом. А сейчас началась война (до сих пор мурашки от слова) и стал закручиваться новый сюжет.
Есть друзья — нелепая компания, которую собрал случай. Разные расы, разные типажи, но все верят друг другу, как умеют только дети и люди на войне. Верят в Честь, в Родину, в Любовь. Есть общая задача и идея. И есть общий враг. Очевидный и незримый. Что нас ждёт впереди? Кто сдастся? Кто дойдет до конца? Уверена, что это история —про настоящую дружбу».





































