Турецкий политолог, ведущий эксперт экспертно-аналитической сети «Анкара-Москва» Энгин Озер – специально для «Евразия.Эксперт» о переговорах в стамбульском формате и перспективах проведения «новой Ялты»
Мировая практика показывает, что когда конфликт подходит к концу, в процесс активно включаются дипломаты, военные эксперты, а также специалисты в области международного права. Как правило, сначала проходят двусторонние переговоры на техническом уровне, затем стороны приходят к международному соглашению или, по крайней мере, к рамочному соглашению о прекращении огня. И только после того, как всё полностью согласовано и готово к подписанию, встречаются лидеры конфликтующих государств и закрепляют итоговый документ. До этого момента в личной встрече глав государств необходимости, как правило, нет.
Сегодня мы слышим заявления – и неоднократные – о том, что позиции сторон в конфликте всё ещё крайне далеки друг от друга. Однако при этом появляются и позитивные сигналы. Например, Москва предложила создать рабочие группы, которые будут находиться в постоянном контакте и обсуждать технические детали, связанные с ситуацией на фронте. Это хороший знак: он говорит о возможном переходе к прямому диалогу без посредников. А это уже шаг вперёд.
Есть и другие факторы, на которые стоит обратить внимание. Так называемый первый «ультиматум Трампа» изначально истекал в сентябре, точнее – во второй половине месяца. Но ожидалось, что к 1 сентября, который отмечается во многих странах как День мира, российская сторона может выступить с неким символическим шагом – предложением, перекрёстком, возможно, даже с каким-то судьбоносным решением.
Такое ощущение действительно присутствует – его формируют в том числе и события на фронте. Сейчас российская армия окружает Купянск и активизируется в Донецкой области. Если будет взят этот город, то следующим шагом станет продвижение к оставшимся населённым пунктам, которые, согласно российской позиции, уже входят в состав России – речь идёт о территории Донецкой Народной Республики. Таким образом, при взятии Купянска может последовать некий радикальный шаг со стороны Москвы – в политическом или военном плане.
Сейчас идёт активная подготовка – насколько мне известно, администрация президента Турции в течение ближайших недель планирует организовать телефонный разговор между Реджепом Эрдоганом, Владимиром Зеленским, Владимиром Путиным и Дональдом Трампом.
Цель этой инициативы – попытка организовать личную встречу между Путиным и Трампом в Стамбуле. Если такая встреча действительно состоится в течение ближайших 20 дней – условно, в пределах трёх недель, – это может стать серьёзным поворотным моментом в ходе конфликта.
Речь идёт не просто о дипломатической инициативе: это может стать событием геополитического масштаба. Фактически, если Путин и Трамп сядут за один стол переговоров в Стамбуле, это можно будет сравнить с новой Ялтинской конференцией – пусть и в современных реалиях. Возможно, это даже станет своего рода «второй Ялтой», определяющей контуры новой системы глобальной безопасности.
Посмотрим, удастся ли реализовать эту инициативу. Но сам факт подготовки к такому саммиту – это уже серьёзный политический сигнал, указывающий на возможный сдвиг в сторону прекращения конфликта.