Роман Сапоньков: Посетил братскую Сербию с дружественным визитом

Посетил братскую Сербию с дружественным визитом. Для меня это второй визит и второй раз приятно поражаюсь и тёплому отношению и чистоте и красоте Белграда и маленьких провинциальных городов. В первый раз был накануне Ковида, прошло более пяти лет. Было очень интересно пообщаться с сербскими товарищами, пообщаться с простыми гражданами и особенно с молодежью. Конечно, в силу специфики своей профессии, в разрезе СВО как водораздела общества. Первое впечатление, абсолютно дружеское отношение.

Такая небольшая зарисовка. После тяжелого дня, полного встреч и съемок, зашёл вечером в ресторанчик, заказал чай и кальян. Когда принесли, решил уточнить, принимают ли они оплату картами. Оказалось, только наличка (хотя до этого картами оплачивал всё, с этим проблем нет). Сказал, что есть только доллары и карта. С долларов можно дать сдачу динарами. От долларов брезгливо отказались, предложили оплатить переводом на карту (братский народе всё же). Перевод, конечно, не прошёл – карта была Черногории. Тогда официант позвонил куда-то и сказал что-то типа: «Тут русский, у него нет денег». Ему что-то ответили, и он сказал, что раз такое дело, всё бесплатно, добро пожаловать. На мои протесты, что деньги-то есть, нужен банкомат или обменник, ответил категорическим отказом – бесплатно.

Не буду скрывать, конечно, кто-то с напряжением слышит русскую речь, но никаких косых взглядов. Чувствуется большой интерес со стороны молодежи, они явно хотят общаться, но по-русски не говорит буквально никто. Основной язык английский. Это реально пугает, когда два братских славянских народа из желания общаться могут общаться только на английском.

Сложилось впечатление, что сербское общество сильно политизировано на фоне СВО. Ну по крайней мере среди творческой интеллигенции. Очень много вопросов. Но сложилось впечатление, что сербы берут информацию из различных источников, часть из которых вызывает сомнения по части фактчекинга. С другой, хорошо, что не из украинских пабликов. Приятно удивило, что даже спустя три года СВО интерес и внимание не ослабевает.

Интересно, что для сербов их культурное осязаемое пространство до Днепра, скорее даже вдоль черноморского побережья. Так же они ощущают культурную общность с соседними государствами Южной Европы. Происходящее дальше их интересует гораздо меньше.

Что так же интересно, меня часто спрашивали про судьбу Одессы и черноморских портов. Для южных славян это гораздо более острый вопрос, чем освобождение Донбасса или судьба Харькова. Очевидно, если по итогам войны будут освобождены Одесса, Николаев и Херсон, это окажет мощное влияние на отношения с юго-восточной Европой. В свою очередь, если мы встанем по нынешним границам, для юго-восточной Европы это будет означать, что Россия замкнулась вне пределов их культурного пространства, а значит, вне влияния на них.