От «Курьера» до «Глухаря»: главные роли Алефтины Евдокимовой, роман с Пороховщиковым и отказ Кобзону

Народная артистка России Алефтина Евдокимова ушла из жизни в возрасте 85 лет. За свою карьеру она создала более 50 образов на театральных подмостках и оставила след в советском и российском кинематографе, сыграв в таких фильмах, как «Курьер», «Глухарь. Продолжение» и «Инспектор Купер». История ее жизни, путь к сцене и упущенные возможности — в материале URA.RU.

Детство и путь к сцене

Алефтина Николаевна Евдокимова, урожденная Алла Николаевна, родилась 6 октября 1939 года в поселке Основа Харьковской области, ныне являющемся частью Харькова. Ее детство прошло в непростых условиях: отец пропал без вести во время Великой Отечественной войны, а отчим, офицер Советской армии Николай Евдокимов, удочерил девочку, дав ей свою фамилию и отчество. После освобождения Кубани семья переехала в Краснодар, где Алефтина начала проявлять интерес к искусству. Уже в школьные годы она организовала драмкружок, ставила спектакли и исполняла главные роли.

От «Курьера» до «Глухаря»: главные роли Алефтины Евдокимовой, роман с Пороховщиковым и отказ Кобзону К успеху на экране Евдокимова шла несколько летФото:

Талант юной Аллы заметил гастролирующий в Краснодаре театр, и актриса Илларионова посоветовала ей поступать во ВГИК. Несмотря на отсутствие медицинской справки, южный акцент и двойку по истории, Евдокимова успешно прошла отбор и в 1963 году окончила актерский факультет ВГИКа, где ее наставником был выдающийся режиссер Михаил Ромм. Именно он привил ей бескомпромиссность и умение отстаивать свою позицию, что стало важной частью ее профессионального пути.

Сцена Малого театра: более полувека верности

Сразу после окончания ВГИКа Алефтину приняли в труппу Малого театра, которому она посвятила более 60 лет своей жизни. Ее дебют состоялся в 1963 году в небольших ролях, но уже через несколько сезонов она вышла на первый план, сыграв Лолу в «Украли консула!» Г. Мдивани, Клару в «Докторе философии» Б. Нушича и леди Уиндермиер в «Веере леди Уиндермиер» О. Уайльда. Эти работы определили ее как актрису редкого сценического обаяния и глубокого драматического таланта.

От «Курьера» до «Глухаря»: главные роли Алефтины Евдокимовой, роман с Пороховщиковым и отказ Кобзону В кино Евдокимова начала сниматься с 1963 годаФото:

За десятилетия службы в Малом театре Евдокимова исполнила около 60 ролей, включая сложные образы в классическом репертуаре: Наташу в «Униженных и оскорбленных» Ф. Достоевского, Амалию в «Разбойниках» Ф. Шиллера, Простакову в «Недоросле» Д. Фонвизина и Абигайль в «Стакане воды» Э. Скриба. Особое место в ее карьере заняли роли исторических фигур: Александра Федоровна Романова в «…И Аз воздам» С. Кузнецова, Евдокия Федоровна Лопухина в «Царь Петр и Алексей» Ф. Горенштейна и Мария Федоровна Нагая в «Царь Борис» А. К. Толстого.

С 1982 по 1987 годы Алефтина параллельно работала в театре «Сфера», где играла в постановках по произведениям Н. Погодина и стихам Анны Ахматовой. Однако Малый театр оставался ее главным домом, который она называла своим «мужем», подчеркивая преданность сцене.

Упущенная роль в «Человеке-амфибии»

Карьера Алефтины Евдокимовой в кино могла начаться с громкого успеха, но судьба распорядилась иначе. Еще будучи студенткой ВГИКа, она была утверждена на главную женскую роль Гуттиэре в фильме «Человек-амфибия» (1962). Съемочная группа даже обратилась к Михаилу Ромму с просьбой отпустить студентку на съемки, но мастер был непреклонен: он заявил, что в случае участия в проекте Евдокимова будет отчислена. Алефтина осталась в институте, а роль, принесшая славу Анастасии Вертинской, прошла мимо нее.

Этот эпизод стал для актрисы болезненным воспоминанием, но она не позволила ему сломить ее. После окончания ВГИКа она дебютировала в кино в 1963 году, сыграв гимнастку Таню Лутенко в спортивной драме «Серебряный тренер». Роль принесла ей первую известность, хотя актриса признавалась, что выполняла сложные трюки сама, сохранив следы травм на всю жизнь.

Кино: яркие образы в эпизодах

Хотя театр оставался главным приоритетом, Алефтина Евдокимова снялась в более чем 30 фильмах и сериалах. Ее кинокарьера включала такие работы, как Анна в детективе «Версия полковника Зорина» (1978), мать Кати в драме «Курьер» (1986), Глафира Дрицына в «Крике тишины» (1981) и Кира Ильинична в сериале «Палач» (2014). Она также появилась в «Глухаре. Продолжение» (2009) и «Инспекторе Купере» (2012), демонстрируя умение создавать запоминающиеся образы даже в эпизодических ролях.

К сожалению, кинематограф использовал ее талант недостаточно. Режиссеры нередко предлагали ей второстепенные роли, несмотря на ее яркую внешность и драматический потенциал. Сама актриса отмечала, что мечтала о больших ролях и работе с выдающимися режиссерами, но театр требовал полной отдачи, ограничивая возможности для съемок.

Личная жизнь: роман с Пороховщиковым и другие драмы

Личная жизнь Алефтины Евдокимовой была полна страстей и драм, но актриса долгое время избегала публичных откровений. Ее единственным официальным браком был союз с кинооператором Гасаном Тутуновым, с которым она познакомилась на первом курсе ВГИКа. Однако брак распался, и Евдокимова признавалась, что дважды прерывала беременность от мужа, о чем позже сожалела. Утешением для нее стала дочь и две внучки.

От «Курьера» до «Глухаря»: главные роли Алефтины Евдокимовой, роман с Пороховщиковым и отказ Кобзону На протяжении 14 лет Евдокимова находилась в любовном треугольнике Фото:

Одной из самых обсуждаемых страниц ее биографии стал роман с актером Александром Пороховщиковым, который длился три года. Они познакомились в Рузе на артистическом капустнике в начале 1970-х, вскоре после развода Алефтины. По ее словам, Пороховщиков красиво ухаживал, дарил цветы и был настойчив, несмотря на свой брак. Их отношения развивались стремительно, и актер даже говорил о желании жениться на Евдокимовой. Вместе они снялись в мини-сериале «Выгодный контракт» (1979), где он сыграл майора КГБ, а она — товароведа Людмилу Извекову.

Однако роман закончился из-за измен Пороховщикова. Алефтина узнала о его связи с молодой костюмершей и не смогла простить предательства. Даже после разрыва он пытался возобновить отношения, но она была непреклонна. О романе актриса рассказала лишь после смерти Пороховщикова в 2012 году, отметив, что не пошла на его похороны, чтобы избежать лишних вопросов, но молилась за него и передала горсть земли с прощальными словами.

Слухи приписывали Евдокимовой романы с другими знаменитостями, включая Иосифа Кобзона и артиста балета Владимира Васильева. Кобзон предлагал ей руку и сердце, но она не испытывала к нему чувств. Отношения с Васильевым, длившиеся 14 лет, осложнялись его браком с балериной Екатериной Максимовой. Евдокимова даже ждала ребенка от Васильева, но прервала беременность.

Наследие и последние годы

От «Курьера» до «Глухаря»: главные роли Алефтины Евдокимовой, роман с Пороховщиковым и отказ Кобзону 9 августа 2019 года Указом президента России Евдокимова стала кавалером Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степениФото:

Алефтина Евдокимова до конца оставалась верна Малому театру, продолжая выходить на сцену даже в преклонном возрасте. В последние годы она играла Мачеху в «Золушке», Марию Нагую в «Царе Борисе» и Софью Турусину в «На всякого мудреца довольно простоты». В 2019 году ее наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, признав вклад в развитие отечественной культуры.

Актриса вела активную творческую жизнь, выступая с вечерами по России и радуясь успехам дочери и внучек. Она называла себя счастливым человеком, несмотря на личные трагедии, и подчеркивала, что ее настоящей любовью был театр. Смерть Алефтины Николаевны 4 мая 2025 года стала утратой для российского искусства, но ее роли и обаяние останутся в памяти зрителей.