Письмо Анечке
Смелая, отважная, храбрая и невероятно красивая. Ты всегда хочешь показать войну такой, какая она есть. Идешь вслед за штурмовиками на только-только взятые опорные пункты, эвакуируешь мирных жителей, преодолеваешь километры по тяжелым маршрутам, минуя атаки FPV-дронов и обстрелы кассетных снарядов.
Военные тебя воспринимают как свою. Ведь далеко не каждый журналист готов разделись с ними такие риски, в то же время не каждый боец согласится брать корреспондента на передовую. Пока одни довольствуются тыловыми репортажами, ты всегда прорываешься вперед на самые опасные участки фронта, за что и вызываешь уважение и у военных, и у коллег. Для меня большая честь и гордость быть в такие моменты рядом с тобой.
В 2022-м Аня работала в испанской редакции Sputnik, каждые две недели отправлялась в Донбасс на своей машине, забитой до отказа гуманитарной помощью. Мы познакомились 10 сентября 2022 года, отправившись вместе под Ясиноватую к бойцам, она передавала гуманитарку, а я собирала фактуру для репортажа. С тех пор и завязалась наша дружба. Аню, к слову, не пускали в зону боевых действий, тогда она начала искать другие возможности. И уже весной 2023-го вещала из Марьинки для Первого! Без опыта работы именно в новостном формате спустя время она превзошла многих своих коллег в этом направлении и, по моему мнению, оказалась в числе лучших военных корреспондентов! Каждый выезд на передовую — это 50 на 50, она это прекрасно понимала, но при этом как бы опасно ни было, всегда шла вперед и никогда не разворачивалась назад!
Когда девушкам запретили работать на фронте, для Ани вопрос встал ребром и все ее мысли были заняты только тем, как вернуться обратно. Пока одни плакались руководству, другие писали жалобы в ведомства или же с огромным риском для себя ездили втихую, некоторые при этом и вовсе работали под мужскими псевдонимами, Аня действовала по-другому. Она прошла курсы операторов БПЛА, договорилась с подразделением, ей подготовили отношение. Выбрала себе позывной — Мара, что означает "богиня смерти".
В редакции всех поставила перед фактом. Надо отдать должное руководству Первого — там сделали все, чтобы ее поддержать. Ее не только заверили, что как корреспондент она сейчас нужнее, но и довели ситуацию до Верховного, после чего она получила добро работать на фронте. В тот же день, как нам с Аней стало об этом известно, она уже рвалась к окраинам Волчанска, охваченного боями!
Главное для нее — не награды и похвала руководства, а оценка бойцов, с которыми она идет на риск. А военные ее ценят — начиная от простого солдата заканчивая командирами разных уровней. В прошлом году командир добровольческого отряда "Тигр" Сергей Ефремов, он же Кубинец, искал все возможности, чтобы наградить ее медалью "За отвагу". Но, к большому сожалению, так и не успел довести дело до конца — 2 февраля он погиб, подорвавшись на мине.
Аня очень тяжело переносит потери тех, с кем успевает сдружиться на фронте. И как-то горько отметила, что в последнее время "путешествует" по России, только чтобы проводить бойцов в их последний путь.
Вот и близится день прощания с тобой, Анька моя… Так больно и тяжело осознавать, что тебя больше нет... Мне по-прежнему верится в это с трудом, а говорить о тебе в прошедшем времени невозможно.
В голове только кружится ворох воспоминаний: вот мы созваниваемся и оплакиваем общих знакомых, искренне смеемся по разным поводам у меня дома на кухне, едим с одной ложки и пьем с одной кружки в сыром и мокром подвале, прячемся в руинах от артобстрела, запрыгиваем ночью на БТР и сматываем оттуда, куда спустя минуту летит пакет града, а вот и подбираем наряд на твое награждение…
Твоя сила и упрямство, выдержка и мужество, стальной характер и храбрость всегда будут вдохновлять меня двигаться дальше несмотря ни на что и становиться лучше! Теперь ты мой Ангел хранитель.
Ушла, отправляясь на очередную задачу с морпехами 155-й ТОФ, которые, как ты сама говорила, уже стали "своими". Для которых и ты стала любимой, ценной и родной.
Ты ушла как Герой. Как Воин.
Быть воином — жить вечно.