15 августа стало известно о том, что накануне умер основатель авиационной группы высшего пилотажа "Соколы России" заслуженный военный летчик России Александр Харчевский. Ему было 74 года.
Харчевский провел свыше полусотни учебных воздушных боев с западными военными летчиками на международных соревнованиях и одержал победу в каждом из них.
В материале РЕН ТВ рассказываем о том, с чего началась карьера летчика и какой вклад он внес в авиацию.
Биография Александра Харчевского
Александр Харчевский родился 9 мая 1950 года в Жашкове Черкасской области Украины. Он окончил Харьковское военное авиационное училище и Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина. После с 1972 по 1978 года служил в авиационных частях Группы советских войск в Германии, а позже перевелся в Липецкий авиацентр. В 1997 году Харчевский стал кандидатом военных наук, тогда же его назначили начальником Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС.
Фото: © ИТАР-ТАСС/Сергей Величкин и Владимир РодионовАлександр Харчевский пилотировал истребитель-бомбардировщик Су-34 на параде 9 мая 2008 года, а в 2000 году летал с президентом России Владимиром Путиным на самолете Су-27УБ по маршруту Краснодар – Грозный – Краснодар. После посадки Харчевский рассказал, что во время полета даже передавал штурвал главе государства.
"Интерес Путина к авиации был настолько велик, что не дать ему возможности поуправлять таким самолетом, как "Су-27", было просто непростительно. Я не засекал время, но фигуру высшего пилотажа – "бочку" (вращение вокруг своей оси на 360 градусов) – я ему показал, как делать, и он ее потом выполнил самостоятельно. Потом он удивился: "Неужели я могу сам сделать "бочку"?", – делился Харчевский.
По его словам, трюк был абсолютно безопасным, потому что полет проходил на большой высоте.
"Соколы России"
Авиагруппу высшего пилотажа "Соколы России" он создал в 2006 году на базе Липецкого авиацентра. Группа обучает летчиков-истребителей. Более того, по словам главы Липецкой области Игоря Артамонова, сейчас это единственная пилотажная группа, показывающая приемы ближнего воздушного боя на больших скоростях и сверхмалой высоте на боевых самолетах.
"Каждый, кто хоть раз был на авиашоу и видел высший пилотаж Харчевского, наверняка задумывался: "А могут ли самолеты вообще так летать?" – отметил Артамонов.
Награды и заслуги
Александр Харчевский получил звание "Заслуженного военного летчика Российской Федерации" в 1993 году. Позже его наградили орденами "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, Красной Звездой, "За военные заслуги", "За заслуги перед Отечеством" IV степени, многими другими. Пилот также удостоился золотой медали "За военные заслуги" и именного огнестрельного оружия от Национального комитета обороны Франции.
Фото: © ИТАР-ТАСС/Михаила РогозинаХарчевский победил более чем в 50 воздушных боях с пилотами США, ЮАР и Франции на международных соревнованиях. Кроме того, он участвовал в воздушных парадах, посвященных Победе в Великой Отечественной войне и военных учениях совместно с пилотажной группой "Соколы России".
В 2015 году Александр Николаевич завершил свою карьеру в связи с достижением предельного возраста для военной службы.
В 2017 году ему присвоили звание "Почетный гражданин города Липецка".
Семья и упоминания в культуре
По данным из открытых источников, у Александра Харчевского двое детей: дочь Инна Харчевская – преподаватель Липецкого государственного технического университета и сын Вадим Харчевский – инженер Липецкого авиацентра.
Также известно, что о великом военном летчике Харчевском сняли документальный фильм "Жить, чтобы летать".