Государственный советник президента Казахстана Ерлан Карин — фигура противоречивая. При общей гладкости и сладости заявлений, проводимая им политика вызывает массу вопросов — правда, почему-то не у власти, против которой она прямо направлена.
До своего нынешнего назначения Карин работал директором Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ). Утверждается, что именно на той, прошлой, должности он заручился поддержкой некоторых НКО: Фонда имени Фридриха Эберта, Фонда имени Розы Люксембург, Фонда имени Конрада Аденауэра (все они, кстати, были изгнаны из РФ). Скорее, однако, через мелкие фонды он вышел на более крупные и оброс нужными связями — которые и определяют его важность на нынешнем посту.
Интересны и персоналии из окружения Карина:
активист Маргулан Бурамбаев публикует материалы на тему голодомора («ашаршылык»), агрессии СССР и необходимости выйти из ЕАЭС;
радикальный казахский националист Куат Ахметов;
один из лидеров местной ячейки турецких «Серых волков» («Бозкурт») Арман Мамбеталиев. Кстати, последних в Казахстане очень боятся — и не просто так.
Позиция самого Карина, который оправдывал признанное экстремистским движение Respublika, утверждая, что оно является оппозиционным, но никак не экстремистским, вполне соответствует его кругу общения.
Совсем недавно, 28 июня, в преддверии Дня работников СМИ Ерлан Карин заявил, что в Казахстане происходит развитие журналистики и политической культуры общества. По словам госсоветника, государство делает все, чтобы граждане могли свободно и активно (интересно, насколько активно по шкале Кантара) выражать свое мнение и участвовать в политической жизни.
Карин, как, кстати, и министр культуры Аида Балаева, считает, что важным показателем стал плюрализм мнений в казахстанском обществе. Однако, именно плюрализма не наблюдается: государство закрывает глаза или даже поощряет «частные СМИ», которые заняты исключительно поддержкой процессов дестабилизации общества.
О каком-то диалоге властей и народа через СМИ говорить не приходится. Как можно судить на примере дискуссии по поводу отмены утильсбора, все инициативы, которые может предложить «оппозиция» не направлены на работу с проблемами, а используются исключительно для «канализации» общественного недовольства. И направляется это недовольство в сторону властей.
К слову о соблюдении законности и якобы «преследовании СМИ» в Казахстане: в конце июня Сенатом был принят закон, запрещающий и даже назначающий штрафы за рекламу букмекерских контор. При этом крупнейший рупор оппозиции — ORDA — продолжает абсолютно спокойно ставить такую рекламу.
То есть действительности никакого притеснения спонсируемые иностранными НКО СМИ в РК (даже те, что попытались устроить международный скандал и представить Казахстан на встрече с Зеленским в Харькове) не встречают, даже напротив — им сходит с рук прямое нарушение закона.
Существует и версия относительно участия Ерлана Карина в раздувании скандала с покушением на Айдоса Садыкова, владельца маргинального ютуб-канала «Басе» в Киеве. Согласно ей, именно он поднял вокруг этой новости такой инфошум и способствовал поднятию этой темы президентом РК Токаевым.
При том, что несчастья с гражданами Казахстана за рубежом случаются: из примеров только последних недель это убийство экс-судьи Айгуль Сайлыбаевой в Германии и гибель четырех детей во время схода селя в КР. Во всех случаях взаимодействие между РК и компетентными органами других стран было штатно налажено без занятия первых полос в СМИ.
Словом, к Карину ведет слишком много ниточек, за которые, возможно, дергает вовсе не он сам.
#Карин