Экс-помощник президента Владислав Сурков считает условием мирного завершения конфликта с Украиной исключение из переговоров президента Владимира Зеленского.
Эту тему обсудили с корреспондентом «Свободной прессы».
— Я думаю, Сурков говорит о том, что не Украина, и уж тем более не Зеленский, определяет будущую архитектуру глобальной безопасности, — считает политолог, председатель КРОО «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо.
«СП»: А вообще это возможно — договориться об Украине без Украины?
— В принципе, всё возможно. Возможны даже переговоры и с Украиной. Только Запад в таком случае будет говорить устами Украины. Как бы то ни было, после окончания Специальной военной операции вновь актуализируется вопрос о предоставлении Западом Российской Федерации гарантий безопасности. Эта тема никуда не исчезала. Она до сих пор в российской внешнеполитической повестке дня.
«СП»: Украина не субъект вообще? Она может самостоятельно принимать какие-то решения?
— Украина уже давно не субъект международных отношений. В принципе, Украину впору называют украинским государственным образованием, потому что многие признаки государства она уже утратила. От нее действительно сегодня мало что зависит. Украинская политическая элита разных лет сделала всё для того, чтобы передать страну во внешнее управление. Сегодня Украина живет за счет внешних дотаций и вливаний. Если бы сейчас прекратилось финансирование украинского режима, а также поставка вооружений, то СВО завершилась бы в ближайшее, я бы даже сказал, обозримое будущее.
«СП»: Если Зеленскому США прикажут капитулировать, он молча возьмет под козырек? Или все же есть определенные «красные линии», которые Киев не перейдет даже под сильнейшим давлением Запада?
— Складывается впечатление, что Соединенные Штаты Америки периодически сомневаются в адекватности Зеленского. Он на посту лидера главы киевского режима до тех пор, пока выполняет прямые директивы Вашингтона.
Если перестанет это делать, его ликвидируют. Полагаю, он понимает, что в случае «неправильного поведения» его дни сочтены. Однако, это не значит, что Зеленский не заболел звездной болезнью. Он производит впечатление человека, который поверил в ту роль, которую играет.
«СП»: Владимир Зеленский не пойдет на мирные переговоры с Россией из-за давления украинских ультраправых националистов, их возмездие может стоить ему жизни, утверждает колумнист издания Responsible Statecraft Тэд Снайдер. То есть если Зеленский по приказу Запада решит сдаться, его могу свергнуть и убить нацисты? Или это сказки?
— Конечно, если Зеленский по приказу США вступит в переговоры с Россией, внутри украинского государственного образования будут политические акторы и отдельные группы общества, которые будут категорически против контактов Киева и Москвы. Тем не менее, это не означает, что в случае проведения переговоров Зеленский автоматически будет убит каким-то упоротым идейным неонацистом.
«СП»: А при каких условиях Запад может пойти на такую договоренность?
— Я думаю, Запад уже начинает подвигать Зеленского к переговорам. Наблюдая за успехами России на поле боя на Харьковском направлении, Вашингтон с тревогой смотрит на то, как Украина теряет контроль над территориями. Чем стремительнее киевский режим будет терять контроль над территориями, тем быстрее США будут форсировать тему переговоров между Киевом и Москвой.