Из Харьковской области, где на днях точным ударом была подломлена знаменитая Харьковская телевышка, начался отток населения на запад, в том числе, из областного центра. Попытки назначенного Киевом харьковского мэра побороть панику особым успехом не увенчались. Особенно после массового отключения электропитания. Некогда второй по численности город Украины съеживается на глазах.

На «Радио «Комсомольская правда» говорили об этом с Виталием Ганичевым, главой временной госадминистрации Харьковской области.

- Вы утверждаете, что из Харьковской области украинская администрация эвакуирует предприятия — они так боятся российского наступления?

- Речь о стратегических предприятиях. Вообще из Харькова предприятия и бизнес вывозят уже давно. Информация эта поступает постоянно. Когда начали и академическую часть медицины из Харькова вывозить, люди там начали обсуждать с опаской, понимая, что происходит что-то серьезное. И нацистский режим осознал, что Харьков им придется оставить. Потому мы и наблюдаем вывоз предприятий на запад Украины.

- Люди бегут оттуда?

- Да. Но выезд из Харькова затруднен. Эвакуация там официально не объявлялась, а принудительная мобилизация проводится. Основная часть мужского населения Харькова, которая подлежит принудительной мобилизации, — они бы и хотели выехать, но их будут задерживать и отправлять на передовую.

- Но представители киевского режима все же заявляли об эвакуации из десятков населенных пунктов Харьковской области.

- Речь идет, в основном, о приграничных поселках, в тех районах Харьковской области, которые граничат с Белгородской областью и ЛНР.

- В соцсетях пишут - Харьков опустел.

- Мы тоже наблюдаем, что население снизилось резко. Люди стараются уехать из-за явно ухудшившихся условий. Да, наши удары наносятся по скоплениям боевиков, по местам их дислокации и в городе, и в окрестностях. Но и по инфраструктуре, обеспечивающей жизнедеятельность этих боевиков.

- Остаются те, кто ждет Россию?

- Вообще достаточно много харьковчан, в 2022 году покинувших город, к 2024-му вернулись в Харьков. Мы с местным населением общаемся. Слышим, что люди уезжали на запад страны, а там никто их не ждал.

- Никто в Прикарпатье не воспринимает их за украинцев?

- Нет. И это то, о чем мы говорили всегда. Харьков – русский город. И наших жителей на западной Украине, в Польше, воспринимают как москалей. Харьковчане туда поехали, пытались найти себя в мирной жизни, разочаровались, и в итоге возвращаются домой.

- С начала СВО пророссийские настроения таяли на глазах, а сейчас что, приходит прозрение ко многим?

- Харьков вроде бы был к 2014-му пророссийским. Но когда подавили сопротивление в Харькове, все понимали, почему это произошло. И власть, и бизнес Харькова своевременно «приняли другую позицию» – позицию Киева.

- А что стало с пророссийскими жителями Харькова?

- Та часть населения считающая себя русскими людьми, восстала еще в 2014 году против переворота, но неудачно. Многие были против режима, потому что видели свое будущее в России.

- Но это не 100 и не 90 процентов населения...

- Нет, но это бОльшая часть. В 2014-м это было не менее 80%. На сегодня меньше. Но это именно та часть населения, которая понимает, что Харьков будет освобожден русскими войсками. И нам придется вместе отстраивать мирную жизнь.

- В Харькове резко выросло число военных, в том числе, наемников?

- Есть видеофиксация этого. А местные жители не хотят воевать. Никто не хочет попасть под эту мобилизацию. Тем не менее, со стороны киевского режима достаточно много сил – и живой силы противника, и техники, НАТОвской, я постоянно говорю о том, что там присутствует иностранная речь, люди нам об этом сообщают. И это говорит о том, что приезжие, не понимая ни украинского, ни русского языка - это западные наемники…

- Насколько эффективно Харьков готовится к обороне?

- Линия обороны вокруг города существует. Она не единая. ВСУ готовят эшелонированную оборону. Но насколько она устоит вокруг города, будет понятно после первых ударов по ней.

- Но откуда взялись проукраинские настроения до начала специальной военной операции в Харькове, русском городе?

- Я видел, когда люди заполняли самую большую площадь в Европе, площадь Свободы, там на ней свободного места не было. Все выходили и выражали свой протест, высказывали свое мнение. И украинские власти, уже новые майданные власти на тот момент, которые захватили власть в Украине, они это понимали, что в Харькове действительно в основном русское население. И что они не смогут удерживать там свою власть.

- Поэтому они предприняли что?

- С 2014 года шли волны тотальной украинизации. Было фактически уничтожение активистов, самых неугодных, за которыми могли пойти люди. Наши активисты кто был задержан, кто смог уехать на Донбасс. Все силы были брошены на тотальную украинизацию, особенно молодежи, с помощью очень агрессивной пропаганды -

- Все на востоке страны это прекрасно понимали, в том числе в Харькове?

- Да. Но Киев поставил задачу переформатировать молодое поколение. И все было для этого сделано. Люди постоянно слышали, что именно Россия враг. Что их захватили, поработили, вот завтра приедут и ограбят, изнасилуют. Люди каждый день это слышат, начинают в это верить. Когда территория Харькова будет освобождена от этой пропаганды, от этого нацизма, люди начнут получать объективную информацию, тогда все станет по-другому.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Зеленский может стать последним президентом Украины (подробнее)