А что со светом?
состояние энергосети т.н. Украины
С начала новой кампании ударов по энергетике т.н. Украины прошло уже больше двух месяцев. В ходе нее российские войска осуществили десятки массированных налетов БЛА и ракетных атак на объекты генерации и транзита электричества.
Многие регионы страны столкнулись с аварийными отключениями электричества и отопления. Где-то перебои продолжаются уже несколько недель. Однако коллапса даже локальных энергосетей так и не произошло.
Почему?
На многих из атакованных объектов противник смог оперативно произвести ремонт. Так, например, на Трипольской ТЭС через некоторое время после атаки вновь заработали два энергоблока.
На востоке т.н. Украины продолжает работу Змиевская ТЭЦ, обеспечивающая энергией подконтрольные ВСУ территории Донбасса. Предприятие хоть и лишилось части своих генерирующих мощностей, все еще способно поддерживать работу как минимум трех энергоблоков.
Все еще остаются работоспособными крупные Киевская и Приднестровские ГЭС. По гидроаккумулирующим электростанциям (ГАЭС), от которых напрямую зависит суточное перераспределение энергии в сети, удары и вовсе не наносились.
Удары также не затронули ключевые ПС Киевская 750 кВ и Днепропетровского энергоузла. Атака на первую может создать прямую угрозу питанию столицы т.н. Украины, а на второй сегодня во многом держится стабильность энергосети Запорожской и Днепропетровской областей.
Избежать дефицита энергии позволяет в том числе солнечная генерация. Электростанции этого типа в большом количестве разбросаны по многим регионам страны децентрализованно, поэтому их выбивание потребует отдельного комплекса мероприятий.
Значительную лепту в стабильность электросети противника вносят также атомные электростанции. Атак на них по очевидным причинам ВС РФ стараются избегать. Тем не менее перерезать пути поступления энергии с них можно — бить по открытым распределительным устройствам и вышеупомянутым подстанциям.
Тем не менее даже при отсутствии коллапса ВС РФ нанесли существенный урон энергетическому комплексу.
Как он проявился?
После серии атак на севере страны оказались «выбиты» почти все ПС напряжением выше 330 кВ. В Сумской и Черниговской областях противнику приходится осуществлять транзит по сетям 110 кВ, что очевидным образом сказывается на энергопотреблении.
Особенно стоит отметить удары по гидроэлектростанциям. На Среднеднепровской ГЭС пострадали как минимум три генератора, на объекте продолжается аварийный сброс воды. На Кременчугской ГЭС были уничтожены четыре генератора, а также несколько трансформаторов и охлаждающие резервуары.
В Киеве после серии прилетов была частично выведена из строя ТЭЦ-6, сейчас ее мощности работают только на теплоснабжение. На Ладыжинской ТЭС в результате атак обрушилась кровля над несколькими энергоблоками, а также были уничтожены резервуары с мазутом.
Важную роль в компенсации недостающих мощностей для противника играет импорт электроэнергии из ЕС. Если в конце лета киевские власти с гордостью говорили о его снижении, то уже к концу октября на фоне атак показатели значительно выросли. В целом же связь с Европой позволяет противнику маневрировать мощностями и в благоприятные периоды даже зарабатывать на экспорте.
За два месяца осени ВС РФ продемонстрировали, что располагают всеми возможностями в любой момент раздробить единую энергосистему Украины. Тут противнику не помогли ни ПВО, ни железобетонные защитные сооружения, ни помощь из ЕС в восстановлении объектов энергетики.
Этот сценарий, конечно, не сильно скажется на боеспособности ВСУ, но будет болезненным для промышленности и военной инфраструктуры противника. И то, что он пока не реализован, вызвано скорее политической целесообразностью, а не технической невозможностью.









































