Жозеф Котин© ТАСС
Танковая школа Советского Союза оформилась заметно позже, чем в других крупных государствах. Тем не менее она довольно быстро завоевала признание во всем мире. Производство тяжелых танков было налажено, в частности, на челябинском заводе-гиганте, получившем в народе название "Танкоград", главным конструктором которого в самое тяжелое для СССР время был Жозеф Котин, родившийся 10 марта 115 лет назад.
Выбор профессии
Жизнь Котина началась в Павлограде в многодетной рабочей семье (было четыре старшие сестры) Якова и Софьи. В 1920 году они переехали в Харьков, где, получив трехлетний рабочий стаж, Жозеф Котин поступил на автомобильный факультет Харьковского технологического института.
Автомашины в Харькове в то время являлись экзотикой, а танки самых различных конструкций довольно часто с лязгом и грохотом проезжали по городским улицам, поскольку здесь находился центр восстановления трофейных броневых машин, оставшихся после Гражданской войны. Кроме того, в городе был создан специальный учебный центр, в котором обучали танковому делу добровольцев из числа красноармейцев и гражданских специалистов.
В 22 года Котин вступил в РККА, затем начал работать в Военно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского — это учебное заведение являлось одним из научных центров по разработке конструкций и имело связь с рядом военных заводов (тема дипломного проекта Котина была посвящена колесно-гусеничному бронеавтомобилю на базе первого советского грузовика АМО-Ф-15).
Читайте такжеМнениеПротив "Тигра" и "Пантеры": как Федор Петров создавал наиболее мощные орудия XX векаРабота в Ленинграде
Более отчетливо анализировать опыт применения танков наши специалисты начали в ходе гражданской войны в Испании и пришли к выводу, что необходим маневренный танк с противоснарядным бронированием. К проектированию такой машины приступило несколько коллективов, включая Специальное конструкторское бюро (СКБ-2) Ленинградского Кировского завода. В мае 1937 года начальником СКБ-2 назначили 29-летнего военного инженера 2-го ранга Жозефа Котина. В том, что молодого специалиста выдвинули на столь значимую позицию, не было ничего необычного: расширение работ по разным фронтам требовало квалифицированных управленцев, а массовые репрессии только усугубили кадровый голод (в результате ложных обвинений погибли начальник этого бюро Иван Комарчеев, конструктор, возглавлявший разработку среднего танка Т-28, Олимпий Иванов, а также несколько человек были приговорены к длительным срокам заключения). К моменту назначения на высокую должность Котин пять лет трудился инженером, затем начальником КБ научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА — успел себя хорошо зарекомендовать.
Супруга-танкист
Супругой Котина стала Наталья (по паспорту Анастасия) Поклонова. Она с юности мечтала о профессии танкостроителя и своего добилась. По ходатайству Климента Ворошилова, дочь луганского большевика (и его давнего приятеля) Петра Поклонова приняли на учебу в Военно-техническую академию. После окончания инженерного факультета Наталья Поклонова стала единственной в Красной армии женщиной-танкистом с академическим образованием.