Метро в Харькове

В связи с концентрацией предприятий и учреждений в ограниченных зонах и жилищным строительством преимущественно на удаленных, свободных от застройки территориях, в часы пик возникла большая мощность пассажиропотоков при возрастающей дальности поездок. Это обусловило необходимость строительства в городе метрополитена, первая линия которого вступила в строй 23 августа 1975 года.
Наиболее скоростной транспорт — метрополитен запроектирован в виде трех самостоятельных линий, пересекающихся в центре города по треугольнику. На вершинах его расположены станции «Советская», «Площадь Дзержинского», «Спортивная». Протяженность линий метро превысит пятьдесят километров. Такая схема наиболее полно отвечает потребностям в пассажироперезозках по кратчайшим путям между крупными жилыми массивами, основными местами приложения труда и общественным центром города, способствует децентрализации пересадочных узлов. При этом создается возможность осуществлять поездки между станциями, находящимися на различных линиях, лишь с одной пересадкой.

Метро в Харькове - станция Пушкинская

Расположение станций метрополитена у железнодорожных и автобусных станций обеспечивает единство транспортной системы всей Харьковской агломерации.
В Харькове возникли три транспортные проблемы, которые невозможно решить наземными средствами сообщения: доставка пассажиров в центр города, транспортное сообщение с Салтовским жилым массивом, пассажироперевозки из района Алексеевки и Дергачевского района.

Для решения этих проблем вторая линия метрополитена соединит с общественным центром города Салтовский массив, где проживает около 400 тысяч человек. Первый пусковой участок с пятью станциями: «Исторический музей», «Площадь Дзержинского», «Пушкинская», «Киевская», «Имени Академика Барабашова» вступил в строй в 1984 году. Второй пусковой участок с тремя станциями: «Улица Академика Павлова», «Салтовская», «Улица Героев Труда» войдет в строй в начале следующей пятилетки.
Начато строительство третьей линии метрополитена. Она соединит пересадочными станциями «Спортивная» — «Улица Плехановская» и «Площадь Дзержинского» — «Госпром» первую и вторую линии. Между этими станциями разместятся станции «Площадь Восстания» (на пересечении Московского проспекта и улицы Кирова) и «Совнаркомовская», которая расположится на пересечении одноименной улицы с улицей Пушкинской. Далее линия пойдет по проспекту Ленина в район Павлова Поля и по улице Людвика Свободы в Алексеевский жилой район. Эта линия получит дальнейшее развитие в новый Дергачевский жилой массив.
Согласно комплексной схеме перспективного развития городского пассажирского транспорта Харькова предусматривается создание единой системы скоростного рельсового транспорта «метрополитен — трамвай». С этой целью намечена трансформация основных трамвайных линий для организации на них ускоренного, а в последующем скоростного трамвая и увязка их со станциями метрополитена,
В городе проложено около 250 километров трамвайных линий, по ним ежегодно перевозится четверть миллиарда пассажиров. На первом этапе предусматривается трансформация линий для ускоренного движения от проспекта Победы по улице Клочковской до станции метро «Центральный рынок». Затем ускоренное движение трамвайных поездов будет организовано по проспекту Тракторостроителей, где уже эксплуатируются трехвагонные поезда, построена станция технического обслуживания. Для организации ускоренного движения еще по одной линии предполагается продление трамвайной линии от улицы Героев Труда к Белгородскому шоссе (в Киевский промрайон) и парку культуры и отдыха им. А. М. Горького.
Большое развитие в городе получит троллейбусный транспорт, протяженность его линий достигает 250 километров, перевозит он ежегодно 200 тысяч пассажиров. Велика его роль в оздоровлении городской среды. Троллейбус и в дальнейшем будет обслуживать жилые районы, перевозя пассажиров на небольшие расстояния. В связи со сравнительно низкой скоростью этого транспорта он используется как подвозящий к станциям метрополитена. В жилых районах троллейбус будет вытеснять автобус, а на старинных узких улицах центра города заменит трамвай.
Ордена Трудового Красного Знамени Харьковское трамвайно-троллейбусное управление имени 60-летия Советской Украины располагает крупной производственной базой. Вагоноремонтный завод, четыре трамвайных депо, три троллейбусных депо, станции технического обслуживания обеспечивают своевременный ремонт и профилактическое обслуживание подвижного состава.
Важнейшая роль в обслуживании новых жилых районов, в обеспечении скоростной связи их с местами приложения труда принадлежит автобусному транспорту, не связанному с рельсовыми путями и контактной сетью. Автобусные маршруты проходят более чем на 200 километрах улиц и перевозят около 200 тысяч пассажиров. Благодаря высокой маневренности этот вид транспорта в летние дни меняет свои маршруты к загородним местам отдыха. В городе работает пять автобусных парков.
Большим спросом у харьковчан пользуются такси. В двух городских парках насчитывается около двух тысяч машин. Ежегодно их услугами пользуется более двух миллионов человек. Маршруты трамваев, троллейбусов, автобусов, метрополитена создают единую систему городского общественного транспорта, тесно увязанную с вокзалами внешнего и пригородного транспорта.

Ссылка на основную публикацию