ХАРЬКОВМЕТРОПРОЕКТ

Харьковский филиал
Государственного проектно-изыскательского
института Метрогипротранс
ул. Энгельса, 29б

Создан в августе 1968 года. Основной профиль — проектирование объектов Харьковского метрополитена и других подземных сооружений. За время работы институтом запроектированы первая и вторая очереди Харьковского метрополитена.
Впервые в практике отечественного метростроения разработаны и внедрены в строительство новые прогрессивные технические решения односводчатых станций, сооруженных открытым способом из монолитных и сборно-монолитных железобетонных конструкций. Их отличает простота конструктивных решений, разнообразие архитектурного облика и удобство в эксплуатации. Станции такого типа построены в Ташкентском и Тбилисском метрополитенах.

ХАРЬКОВМЕТРОПРОЕКТ

В настоящее время завершается разработка односводчатых станций из сборных железобетонных конструкций.
Специалистами Харьковметропроекта унифицирована колонная станция открытого способа работ с несущими конструкциями из крупноразмерных элементов, что уменьшило их количество и значительно увеличило процент сборности. Унифицированные конструкции получили название «Харьковских» и легли в основу создания типовой колонной станции ТС-109. В содружестве с Центральным научно-исследовательским институтом Минтрансстроя филиалом разработана цельносекционная отделка для перегонных тоннелей. Ее внедрение способствовало повышению индустриализации строительства и уменьшению трудоемкости монтажа. Применение механизированного щита ЩП-1 дало возможность увеличить скорость проходки перегонных тоннелей. При проходке стволов оправдал себя метод опускной крепи с использованием глинистого раствора для предотвращения поступления грунтовой воды в забой (взамен обычно применяемого метода замораживания грунтов).


Впервые в стране на основе творческого содружества Харьковметропроекта со СМУ-751 Харьковметростроя осуществлено строительство станции глубокого заложения «Исторический музей» под защитой водопонижения, выполненного установками в сложных гидрогеологических условиях. Успешно осуществляется творческое содружество с Управлением № 157 Главтоннельметростроя по проектированию, бурению и освоению высокопроизводительных скважин с обратной промывкой чистой водой.
В Харькове впервые в практике отечественного метростроения применены металлоэмалевые элементы для облицовки путевых стен. Опыт эксплуатации на двух станциях показал высокое качество и надежность этих элементов, что позволило расширить их дальнейшее использование на станциях строящейся и проектируемой линий. Предложенный облицовочный материал зарегистрирован в Государственном комитете по делам изобретений и открытий, а группа проектировщиков, работавшая над его созданием и внедрением, получила авторские свидетельства.
При проектировании второй очереди метрополитена принято решение о строительстве метромоста с галереей на участке пересечения через реку Харьков. При этом создаются условия, максимально приближенные к тоннельным. Экспериментальное сооружение такого двухпутного метромоста осуществлено впервые в нашей стране.
Разработка проекта односводчатой станции из монолитного железобетона и внедрение в строительство унифицированных конструкций колонной станции мелкого заложения отмечены медалями ВДНХ.
За досрочный ввод в эксплуатацию Харьковского метрополитена и достигнутые высокие технико-экономические показатели группа проектировщиков — сотрудников филиала стала лауреатами премии Совета Министров СССР.
Первый пусковой участок Харьковского метрополитена сдан в эксплуатацию в 1975 году с оценкой «отлично», за что филиал награжден дипломом «Победителю во Всесоюзном общественном смотре качества строительства».
Коллектив филиала закончил в 1981 году проект первой очереди метрополитена в Днепропетровске и в настоящее время готовит рабочую документацию для первого пускового участка, а также проекты вторых очередей подземных участков скоростных трамваев в Волгограде и Кривом Роге.
По проектам Харьковметропроекта осуществляется строительство тоннелей и станций первой очереди метрополитена в Свердловске, вагонных электродепо в Москве и Киеве.
Филиал поддерживает творческие связи с рядом институтов: Центральным научно-исследовательским транспортного строительства СССР, Научно-исследовательским оснований и фундаментов, Всесоюзным научно-исследовательским организации и механизации шахтного строительства, Харьковским инженерно-строительным и другими.

Ссылка на основную публикацию